Для получения статуса самозанятого лица необходимо выполнить ряд административных процедур в налоговом управлении (Agencia Tributaria) и в Генеральном казначействе системы социального обеспечения (Tesorería General de la Seguridad Social).
Регистрация в Налоговых органах (Ministerio de Hacienda)
Первое, что необходимо сделать до начала деятельности, это зарегистрироваться в налоговом управлении. Для этого надо подать заявление о постановке на учёт (declaración censal) (бланк 036 (обычный режим) и 037 (упрощённый режим)), в котором будут сообщены персональные данные, деятельность, которой предполагается заниматься, местонахождение предприятия и налоги, которые надо будет платить. Если какие-то из этих данных поменяются, необходимо будет подать новое заявление о постановке на учёт.
Бланк 037 подходит практически для всех самозанятых лиц (за исключением тех, для кого применяется особый режим НДС (IVA), и тех, кто должен быть включен в реестр сделок в рамках Европейского экономического сообщества (registro de operaciones intracomunitarias)), то есть этот бланк могут использовать все физические лица, получившие индивидуальный налоговый номер (NIF), чей адрес налогового учёта совпадает c адресом административной деятельности, и при условии, что для них не применяются специальные режимы НДС (за исключением упрощённого режима (régimen simplificado), особого режима для сельского хозяйства, животноводства и рыболовства (régimen especial de la agricultura, ganadería y pesca) или особого режима надбавки к НДС (régimen especial del recargo de equivalencia)) и они не включены в реестр ежемесячного возмещения (registro de devolución mensual), реестр совершающих сделки в рамках Европейского экономического сообщества или реестр крупных компаний (registro de grandes empresas).
Чтобы указать вид деятельности, необходимо будет выбрать один из разделов, соответствующих налогу на экономическую деятельность (Impuesto de Actividades Económicas/IAE), регулируемых королевским указом 1175/1990, включающим развёрнутые списки деловой и профессиональной деятельности. Как правило, самозанятые лица освобождаются от оплаты IAE, так как этот налог применяется только в случае выставления счетов на сумму более миллиона евро в год. Если бы такого освобождения не было, понадобилось бы подать бланк 840/848.
Регистрация в органах соцстрахования
В течении 30 дней после регистрации в налоговых органах необходимо зарегистрироваться в системе социального обеспечения для осуществления деятельности в рамках специального режима для самозанятых работников (Especial de Trabajadores Autónomos/RETA). Для этого необходимо подать бланк TA0521 в любое управление социального обеспечения вместе с копией национального идентификационного документа (DNI ) или равноценного ему документа и копией документа о регистрации в налоговой.
Но этот срок в 30 дней был до введения изменений в законе об ИП.
Согласно новому закону с 2018 года самозанятые лица должны регистрироваться в системе социального обеспечения заранее за 60 дней до соответствующей регистрации в налоговых органах, возможен также вариант одновременной регистрации в налоговой системе и в системе социального обеспечения.
Почему и для чего данные изменения?
Я интерпретирую это как намерение органов госуправления осуществлять более тщательный контроль за регистрацией новых самозанятых лиц, в частности, тех из них, которые по тем или иным причинам с большой задержкой регистрируются в системе социального обеспечения в новом статусе самозанятого лица.
Полезно знать, что с тех, кто решит придерживаться устаревшей процедуры и осуществит регистрацию вне установленного новым законом срока, взимут ежемесячную квоту за полный месяц, а не за пропорциональную её часть с учётом даты регистрации. Стоит иметь ввиду, что расчёт квоты начинается не с момента осуществлённой заранее регистрации, а с момента начала деятельности.
В случае простого товарищества (comunidad de bienes) необходимо предоставить копию договора, подписанного между членами товарищества, а если вы регистрируетесь как член товарищества — оригинал и копию документа о регистрации товарищества.
В момент регистрации необходимо определиться со ставкой для расчёта рисков, а также с тем, какие риски будут покрываться. Принимая во внимание новые правила, касающиеся безработицы самозанятых лиц, целесообразным будет покрытие таких рисков как несчастные случаи на производстве, профессиональные заболевания и безработица, хотя это и предполагает дополнительные 2,2% к взносу. Для некоторых видов деятельности с более высоким уровнем риска, например, в большей части сектора строительства, покрытие рисков несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний является обязательным.
Регистрация в органах по труду
Открытие, оборудование, перенос и расширение мест работы (подразделений) влечёт за собой обязательство сообщать об этом компетентному органу по труду, обычно таким органом является департамент по труду (departamento de trabajo) Совета по занятости, бизнесу и торговле (Consejería de Empleo, Empresa y Comercio). Это обязательство распространяется на случай возобновления деятельности после изменений, расширений или важных преобразований.
Наличе Книги посетителей обязательно для компаний и самозанятых лиц, даже в случае отсутствия наёмных работников. В случае возможной трудовой проверки эта книга должна быть предоставлена. Заявление на её получение подаётся в Провинциальную инспекцию по труду и социальному обеспечению (Inspección Provincial de Trabajo y Seguridad Social). В некоторых автономных сообществах допускается использовать Электронную книгу посетителей (Libro de Visitas electrónico) вместо обычной.
О нововведениях для индивидуальных предпринимателей, вступивших в силу в 2018 году, читайте в предыдущих статьях на сайте:
1. Нововведения для самозанятых лиц, которые вступают в силу с момента публикации в BOE
2. Информация о новых видах поддержки для самозанятых лиц (autónomos)
Поделиться в соцсетях: